Укр Рус

Что такое душа, и как это понимает современный человек?

Очевидно, что в русском, украинском и других славянских языках слово «душа» является однокоренным словам «дух», «дыхание», «воздух» и, соответственно, связанно с существом, которое обладает жизнью и дышит. Во многих европейских языках, относящихся к романо-германской языковой группе, слово «душа» происходит от латинского корня «anima», который также означает дыхание: во французском – «l’âme», в испанском и португальском – «alma», в итальянском – «anima».

  А что же такое душа для психоанализа, присутствует ли это понятие в психоаналитических или других психологических концепциях? Обратившись к психоаналитической теории, сразу становится очевидным, что в психоанализе речь не идет о душе. Таким образом, в нашем сегодняшнем поиске мы переходим границу нашей области – психоанализа.

Откуда же черпаем мы представления и знания о душе? Конечно же, в первую очередь, это религиозные и теологические доктрины и философские концепции, и, конечно же, область искусства.

Из дошедших до наших дней античных философских произведений, стоит отметить уже упомянутый ранее трактат «О душе» Аристотеля. В нем были систематизированы известные на то время представления о душе. Аристотель определял  душу как сущность живого тела – особый орган, посредством которого тело чувствует и мыслит. В целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответственная абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна.

Следует отметить, что слово психоанализ, этимологически восходит к двум греческим корням (дух, душа и разложение, расчленение, исследование), таким образом, психоанализ – это метод разложения души на части, её исследование. Название психология также происходит от др.-греч. «ψυχή» – дух, душа и «λόγος» – слово, знание, учение – наука о душе, наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных. Психотерапия (от др.-греч. «ψυχή» – дух, душа и «θεραπεία» – лечение, исцеление, лекарство) – система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Психиатрия (от др.-греч. «ψυχή» – дух, душа и «ἰατρός» – врач, медик) – отрасль клинической медицины, занимающаяся изучением психических заболеваний (причины, характер проявления, способы лечения и предупреждения). Поскольку слова, психология, психоанализ, психотерапия и психиатрия имплицированы практически во все современные языки, можно констатировать, что в научном и практическом светском дискурсе слово «душа» в большинстве языков приобретает наукообразное название – психика.

В эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. В научной литературе термин «душа» не употребляется или употребляется очень редко, как синоним слова психика.

Однако, душа до середины XIX века была не только предметом философских и теологических размышлений, но и предметом изучения психологии. С начала развития экспериментальной психологии душа оставалась лишь номинальным предметом научной психологии, стремившейся уподобиться естественным наукам. Ее действительным предметом стала психика. Психология пожертвовала душой ради объективности своей субъективной науки. Психология не отрицает существования души, но воздерживается от ее изучения, старается избегать щекотливых вопросов о ее природе, передает душу и дух ведомству философии, религии и искусства. Утрата души для психологии не безобидна. Она расплачивается за нее перманентным кризисом, доминантой которого является неизбывная тоска по целостности психической жизни.

Как не парадоксально, предмет изучения современной психологии, как впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова душа и, даже психика. Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии».

В случае же психоанализа речь идет также не о душе или даже психике, а о душевной жизни, психическом аппарате (точнее его моделях), психических инстанциях, механизмах и процессах и т. п. Все эти концепты определяют и ограничивают психоаналитические размышления о душе. На мой взгляд, это позволяет «не опредмечивать» душу, не унифицировать ее неуловимую сущность, а значит не превращать психоанализ в религию, привлекающую в свои ряды неофитов под лозунгом поиска спасения.