Рус Укр

Курс повышения квалификации «Теория и практика арт-терапии и сказкотерапии»

 

Арт-терапия  – система психологической помощи, основанная на исцеляющем влиянии искусства и творческой деятельности. В арт-терапии творческий процесс и продукт выступают терапевтическим или развивающим средством. К ведущим подходам современной арт-терапии принадлежат: психодинамический, феноменологический, гуманистический, постмодернистский.

Курс включает две взаимосвязанные части:

1. Изобразительная арт-терапия (арт-терапия в узком смысле) как метод исцеляющего воздействия на личность посредством рисования, лепки, коллажирования, ассамбляжа и др. (блоки 1-3).

2. Сказкотерапия в арт-терапевтическом подходе как метод исцеляющего воздействия на личность на основе сочинения сказки и других творческих форм её применения (блоки 4-6).

Цель курса: получить практический опыт работы методами арт-терапии и сказкотерапии, раскрыть и развить личностный потенциал участников программы. В ходе реализации цели поддерживаются процессы самопознания и личностного развития, происходит обретение навыков самонаблюдения и самовыражения, управления собственным психологическим состоянием, а также улучшение психологического самочувствия участников благодаря осознанию в творческих актах собственных особенностей.

По итогам обучения слушатели получают свидетельство о повышении квалификации установленного образца, дающее право на ведение профессиональной деятельности  в области арт-терапии и сказкотерапии.

Свидетельство выдается при условии прохождения программы в полном объеме и защите квалификационной работы.

Автор и ведущий курса: Бреусенко-Кузнецов Александр Анатольевич — сказкотерапевт, Почётный член Всеукраинской арт-терапевтической ассоциации, доктор психологических наук, доцент,  профессор кафедры истории и теории психоанализа Международного Института Глубинной Психологии.

Обучение блочное: 7 блоков 1 раз в месяц, продолжительностью 2 дня каждый (суббота, воскресенье с 11-00 до 19-00).

Общий объем программы: 120 акад. часов, программа включает в себя лекционные занятия, практические занятия (тренинг),  а также написание и защиту квалификационной работы.

Программа курса:

I блок   10 - 11 октября 2020 г.:

Введение в теорию Арт-терапии:

Тема 1. Основные понятия арт-терапии; виды арт-терапии.

Арт-терапия в системе терапии искусством. Изобразительная деятельность. Работа с голосом. Психотерапевтический театр, музыкотерапия. Сказкотерапия. Танцевально-двигательное направление. Импровизация. Контактная импровизация. Фототерапия. Формокоррекционная ритмопластика.

Тема 2. История арт-терапии.

Школы современной арт-терапии: психоаналитическая, юнгианская, гуманистическая, экзистенциальная, трансперсональная. Механизмы изобразительной деятельности. Отрасли применения арт-терапии и ее ограничения.

Тема 3. Диагностический потенциал арт-терапевтических техник и интерпретация в арт-терапии.

Границы арт-терапевтической диагностики. Проективный рисунок и арт-терапия. Символ, рисунок, цвет. Природа и функции символа. Символика линии. Символика цвета.

Тема 4. Пространство арт-терапевтического процесса.

Арт-терапевтический кабинет и его оснащение. Виды арт-терапевтической работы: индивидуальная арт-терапия, закрытая аналитическая группа, студийная открытая группа, тематически ориентированная группа. Этапы арт-терапевтической сессии. Способы регистрации и оценки арт-терапевтической работы.

Тема 5. Требования к профессиональной квалификации арт-терапевта.

Недирективность стиля ведения арт-терапевтической сессии. Сказкотерапевтический способ действий арт-терапевта. Требования к подготовке ведущего танцевально-двигательных групп, драматерапевта.

 

II блок 07 - 08 ноября 2020 г.:

Арт-терапия в работе с настроениями, ощущениями, чувствами.

Тема 6. Методы выявления и осознание вытесненного аффекта.

Каракули, монотипии. Цветотерапия: диалог с цветом. Медитативное рисование. Динамическое рисование. Штриховка и размазывание.

Тема 7. Путешествие в мир сновидений.

Техники арт-терапевтической работы со снами, фантазиями, символами.

Тема 8. Арт-терапия в работе с психической травмой.

Работа с травмами раннего детства. Работа с «идеальной моделью», с болью, с агрессией.

Тема 9. Психосоматика: симптом в арт-терапии.

Результаты арт-терапии: осознание, катарсис, новый уровень социального функционирования.

 

III блок 12 - 13 декабря 2020 г.:   

Личность и арт-терапия

Работа с образом «Я»

Тема 10. Методики «Кто я», «Автопортрет». Метод арт-терапевтической диагностики «Мандала».

Тема 11. Работа с образами

Рисунки и литературные образы, активное воображение, мифологические образы. Мифодрама. Инициационная арт-терапия.

Тема 12. Применение арт-терапевтических технологий в семейной психотерапии.

«Автопортрет семьи»: назначения методики и особенности использования. Применение пластических материалов: «скульптура семьи» или «скульптура семейных отношений». Работа с семейной историей: «герб семьи», «наследство». Техника «Совместный семейный рисунок».

 

IV блок  09 - 10 января 2021 г.:

Сказкотерапия и её место в пространстве арт-терапии.

Тема 13. Краткий очерк истории развития сказкотерапии.

Феномен сказки и его изучение. Психологическое истолкование сказки. Применение сказки в терапевтических целях.

Тема 14. Функции сказкотерапии

Сказкотерапия как способ передачи знаний; как способ решения проблем; как способ личностного роста. Типология сказки в сказкотерапии. Архетипы и символика сказки, сказка как архетипическая метафора, диагностические возможности сказки.

Тема 15. Виды и возможности сказкотерапии

Истолкование, сочинение, иллюстрирование, сказочное путешествие, медитативная и ресурсная сказки, драматерапия сказки. Драматизация сказок. Сказочная имидж-терапия.

V блок  13 - 14 февраля 2021 г.:

Сказкотерапия: базовые техники работы со сказкой

Тема 16. Совместное сочинение сказки.

Назначение методики совместного сочинения сказки. Групповое мифотворчество как суть процесса создания сказки в терапевтической группе. Место коллективного и индивидуального бессознательного в процессе и результате совместного создания сказки.

Тема 17. Сочинение волшебной сказки.

Назначение методики. Сказка как символический текст. Многообразие истолковательных моделей сказки. Особенности экзистенциальной трактовки сказочной символики. Формализация волшебной сказки и схема ее экзистенциального истолкования. Работа со сказкой, которая была любимой в детстве.

Тема 18. Сказка взаимоотношений.

Применение сказки в работе с проблемами в женско-мужских отношениях.

 

VI блок 13 - 14 марта 2021 г.:

Сказка, легенда, баллада, страшилка, роман-фэнтези, пословица.

Тема 19. Сочинение легенды по опорным словам.

Назначение методики. Смысл опорных слов. Экспресс-методики сказкотерапии.

Тема 20. Жанровые особенности легенды, баллады, страшилки, романа-фэнтези, пословицы.

Легенда, баллада, страшилка, роман-фэнтези, пословица: особенности истолкования. Техники работы с этими сказкотерапевтическими формами.

Тема 21. Синтетические арт-сказкотерапевтические техники.

Исследование Лабиринта. Ярусы любви.

 

VII блок  10 - 11 апреля 2021 г.: Защита квалификационной работы.