МИГП
Рус Укр

Клиническая специализация «Теоретико-практический курс по психоанализу»

 

Авторы программы:
Милотворская Виктория Васильевна
Уварова Светлана Геннадьевна
Татарян Ануш Кимовна
Чеботарь Инна Ивановна
Пискунов Максим Маркович

 

Формат курса.

Структура обучения в рамках курса организована таким образом, что в ней психоаналитическую теорию предлагается изучать применительно к углубленному ознакомлению с практическими навыками психоаналитического процесса. Курс предполагает освоение  «классического» психоаналитического метода в контексте  современных психоаналитических концепций.

Содержание курса.
Курс состоит из двух неразрывно связанных частей: теоретической и практической.
 
Задача курса:
  1. Cовместное чтение и обсуждение литературных произведений, которые служат горизонтом для мысли, а не источником знания. В ходе встреч попытаться изобрести свой способ чтения и обращения к текстам Фрейда через отказ от привычек концептуального чтения, прокладывающего наиболее прямой и короткий путь к смыслу.
  2. Освоение классического психоаналитического метода, основных психоаналитических навыков необходимых для работы.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Теоретико-практического курса «Клиническое приложение психоаналитической теории». Преподаватель Милотворская В.В.

 

 
Количество часов
№п\п
Тема
Лекции
Практическая часть
Самостоятельная
работа
1
О терминах и о способе обращения к текстам З.Фрейда и Ж.Лакана.
6
6
 
 
2
Желание аналитика как элемент метода.
10
10
 
3
Аналитические отношения.
10
10
 
4
Диалектизация желания.
10
10
 
5
Диагностика, основные  принципы.
14
14
 
6
Исторически-проблематичные позиции (элементы) психоаналитического  процесса в рамках теории Лакана.
 
10
 
10
 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «Транскультурные аспекты психоанализа». Преподаватель Уварова С.Г.

 
Количество часов
№п\п
Тема
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
1
Рождение психоанализа на перекрестке культур, условия возникновения психоаналитической теории и практики
2
 
 
2
Пространство между западным просветительством и наукой и восточной созерцательной мудростью
2
 
 
3
Открытие бессознательного
2
 
 
4
Придание Фрейдом бессознательному научного статуса
2
 
 
5
Два способа использования термина «бессознательное»
2
 
 
6
Развитие концепции Бессознательного и клинические подходы к работе с бессознательным  после Фрейда
2
 
 
7
Cоциологический и лингвистический подходы к бессознательному
2
 
 
8
Концепция Бессознательного у Лакана
2
 
 

9

Психоаналитическая клиника: родной язык, иностранный, переходное пространство. Анализ клинических случаев
2
 
 
10
Случай Человека-Волка (анализ языковых конструкций и отдельных фраз);
2
 
 
11
Встреча двух культур в терапии – источник открытий, приобретений и  пробелов для психоаналитика и анализанта
2
 
 
12
Что есть истина в психоанализе
2
 
 
13
Этическая позиция психоаналитика: активность аналитика и пространство переносов
2
 
 
14
Различия в представлении о «знании» в научном и психоаналитическом дискурсах. Парадокс соотношения знания и незнания в клинической работе
2
 
 
15
Использование техник задержки и торможения
2
 
 
16
Природа субъекта – природа вопрошания, обращенного к Другому. Вопросы в психоаналитической  клинике
2
 
 
 


курса по чтению «Читать. Исследовать. Переизобретать». Преподаватель Татарян А.К.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ

 
Количествочасов
№п\п
Тема
Чтение
Практическая часть
Самостоятельная работа
1
Первый очерк по теории сексуальности
6
 
Самостоятельная работа с текстом
2
Влечение и их судьбы. Второй очерк по теории сексуальности
12
 
Самостоятельная работа с текстом
4
Случай фобии пятилетнего мальчика (1909
4
 
Самостоятельная работа с текстом
5
Три очерка по теории сексуальности (1905), Пубертат
6
 
Самостоятельная работа с текстом
6
Фрагмент анализа одного случая истерии
4
 
Самостоятельная работа с текстом

 

ЛИТЕРАТУРА

по курсу «Читать. Исследовать. Переизобретать»

  1. З.Фрейд «Три очерка по теории сексуальности» (1905)
  2. З.Фрейд «Влечение и их судьбы» (1915)
  3. З.Фрейд «Исследования истерии»            
  4. З. Фрейд «Истерические фантазии и их отношение к бисексуальности»
  5. З. Фрейд О покрывающих воспоминаниях (1899), 
  6. О детских теориях сексуальности (1908),                                                                
  7. О преобразовании влечений, главным образом анально-эротических (1917),
  8. Генитальная организация у детей (1923),
  9. Закат Эдипова комплекса (1924),
  10. Некоторые психические следствия анатомического различия полов (1925),
  11. Семейный роман, сочиняемый невротиками (1909)
  12. З. Фрейд, «Случай фобии пятилетнего мальчика» (1909)
  13. З. Фрейд, «Торможение, симптом, тревога»
  14. З.Фрейд «О либидинозных типах» (1931)
  15. З.Фрейд «Статьи о психологии любовной жизни»                                                         
  16. З. Фрейд «О женской сексуальности» (1931)
  17. З. Фрейд «Некоторые психические следствия анатомического различия полов»
  18. З.Фрейд Введение в ПА, лекции 17, 23,
  19. З.Фрейд «Истерические фантазии и их отношение к бисексуальности”

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса по чтению «Бессознательное и его отношение к литературе». Преподаватель Чеботарь И.И.

Цель встреч: совместное чтение и обсуждение литературных произведений, которые служат горизонтом для мысли, а не источником знания. В ходе встреч попытаться изобрести свой способ чтения и обращения к текстам Фрейда через отказ от привычек концептуального чтения, прокладывающего наиболее прямой и короткий путь к смыслу.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ

 
Количество часов
№п\п
Литература к прочтению
Чтение
Практическая часть
Самостоятельная работа
1

 

З. Фрейд "Неудовлетворенность культурой",  Софокл "Царь Эдип", «Эдип в Колоне»
6
 
Самостоятельная работа с текстом
2
З. Фрейд "Вопрос о дилетантском анализе", Платон "Диалоги"
6
 
Самостоятельная работа с текстом
3
З. Фрейд " Анализ конечный и бесконечный.", Гете " Фауст"
6
 
Самостоятельная работа с текстом
4
З. Фрейд " Художник и фантазирование", Шекспир "Гамлет"
6
 
Самостоятельная работа с текстом
 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «Первобытное мышление». Преподаватель Пискунов М.М.

п/п
Тема
Часы
Анализ мифа

20
 
Матрица Леви-Стросса
4
 
Легенды и мифы Якова Голосовкера
4
 
Основы марийской поэзии
4
 
Миф невротика
4
 
Еще о мифе: Ролан Барт и другие
4
Ограниченность современного мышления

36
 
Проклятие теоремы Геделя
4
 
Эрвин Шредингер и его кот
4
 
Теория поля для агрономов
4
 
Воспоминания ветерана Куликовской битвы: миф о политике
4
 
Пираты ХХ века: миф о менеджменте
4
 
Назад в будущее: мифы в кино
4
 
Лабы
12
Появление объекта

32
 
Деньги как приятное дополнение к психоанализу
4
 
Пролетарии всех стран: марксистский денежный миф
4
 
Лед тронулся: советский денежный миф
4
 
Цыганская теория денег: оральные деньги
4
 
Скажи дискурсу нет: австрийский денежный миф
4
 
Лабы
12

 

Детальная информация о работе группы по телефонам: (044) 280-89-45 / (097) 022 69 07/ (050) 449 19 04